Размер шрифта Цветовая схема Изображения

Кафедра ботаники

Тверской государственный университет

          История кафедры

Кафедра ботаники – одно из старейших структурных подразделений Тверского университета, история которого берёт своё начало от женской учительской школой им. Павла Павловича Максимовича. Кафедра ботаники возникла в 1917 г. и вот уже целый век неизменно сохраняется в структуре нашего Вуза, активно участвует в образовательной и научной деятельности.  Основные этапы эволюции научных интересов кафедры ботаники, направления научных исследований и взаимосвязи между ними в исторической перспективе за последнии 100 лет представлены на рисунке 1.

Рисунок 1

На начальном этапе развития кафедры ее сотрудники очень многое сделали для формирования интереса к ботанике и экспериментальной работе. Стали регулярными экскурсии в природу, появился первый опыт участия в экспедициях. Большую роль сыграла многогранная деятельность Леонида Антоновича Колоковского, который преподавал не только в школе Максимовича, но и в других учебных заведениях города Твери (рисунок 2).

Рисунок 2

На следующем этапе на базе кафедры ботаники началось целенаправленное изучение флоры и растительности Тверского края. Регулярные экспедиционные исследования организованы выдающимся геоботаником профессором Алексеем Порфирьевичем Ильинским. Он заведовал кафедрой ботаники в 1923–1929 гг., но на протяжении всего своего творческого пути сохранял тесную связь с нашим вузом и Тверским краем в школе Максимовича, но и в других учебных заведениях города Твери (рисунок 3).

Рисунок 3


Эстафету флористических исследований принял Михаил Леонидович Невский. Благодаря ему удалось достигнуть качественно иного уровня получаемых результатов. Итогом его многолетних исследований стала «Флора Калининской области», которая является фундаментальной обобщающей работой. Она содержит богатейшую информацию о флоре цветковых растений, их распространении и экологии в Тверском крае (рисунок 4). 

Рисунок 4

В 60–70-е гг. ХХ в. появляются принципиально новые для кафедры направления научных исследований (рисунок 5). Среди них – физиология роста и развития растений. В это время под руководством Тамары Васильевны Лихолат стали изучать гормоны роста растений. Однако «физиологический» этап в развитии кафедры ботаники был непродолжительным, а «физиология растений» сохранилась только в качестве учебного курса. Очень значимой для развития научных интересов кафедры оказались связи с ведущей отечественной биоморфологической школой Серебряковых. В этот период преподаватель нашей кафедры Людмила Владимировна Петухова выполнила диссертационное исследование под руководством выдающегося биоморфолога профессора Татьяны Ивановны Серебряковой. Благодаря вниманию и поддержке Татьяны Ивановны на нашей кафедре стали изучать жизненные формы, архитектурные модели, проблемы структурной эволюции растений.

В 1970–80-е гг. на нашей кафедре под руководством Алексея Всеволодовича Смирнова стали осуществляться исследования по экологии и фитоценологии (рисунок 6). Он руководил диссертациями, посвященными антропогенной динамики растительного покрова, луговой растительности, экологии некоторых видов растений. Алексей Всеволодович очень многое сделал для популяризации ботанических знаний. Благодаря этому он хорошо известен также как детский писатель, автор научно-популярных книг по ботанике. На этом этапе возобновляются флористические исследования, начинается их дифференциация. Объектами анализа становятся не только сосудистые растения, но и мохообразные, грибы, лишайники, миксомицеты. По каждой их этих групп были в дальнейшем написаны диссертационные работы, которые обобщают данные о региональном биоразнообразии этих компонентов биоты (рисунок 6).

Рисунок 6

Рисунок 7

На рубеже ХХ и ХХI вв. на кафедре ботаники стали проводить экологические исследования, посвященные биоиндикации и биомониторингу (рисунок 8). Начинались они с классической лихеноиндикации. Позднее она была дополнена ИК-спектральным анализом и другими физико-химическими методами.

Рисунок 8

Постепенно сформировалось новое интегральное направление, которое сейчас определяет специфику научных интересов кафедры. В этот период проводились также популяционные, биоморфологические исследования, а дифференциация флористического направления стала максимальной. Спектр научных интересов кафедры стал очень широким и вышел далеко за пределы традиционной ботаники.